
Когда заказчики запрашивают шинопровод накладной двухфазный, половина из них по старинке представляет громоздкие алюминиевые короба с опасностью перекоса фаз. На деле современные решения, например от Чэнду Фанье Электрик, давно используют композитные изоляторы, но в проектах до сих пор встречаю чертежи с завышенными запасами по нагрузке – видимо, перестраховка после того случая в Новосибирске, когда пришлось перекладывать линию из-за вибрации...
Вот этот китайский производитель ООО 'Чэнду Фанье Электрик' в своих каталогах дает аккуратные таблицы по нагрузкам, но при монтаже в цеху Уралмаша мы обнаружили: при температуре ниже -25°C крышки ответвлений требуют дополнительного уплотнителя. Не критично, но без опыта можно нарваться на конденсат внутри.
Кстати про двухфазный вариант – его до сих пор применяют для питания устаревшего оборудования, хотя в новых проектах уже редкость. Но если уж использовать, то только с медными шинами, алюминий в таких схемах начинает 'плыть' при пиковых нагрузках. Проверял на прокатном стане в Магнитогорске: после года эксплуатации места контактов требовали протяжки.
Что действительно удобно в накладном исполнении – возможность быстрого доступа к точкам подключения. Правда, при проектировании часто забывают про тепловое расширение – видел, как в Тюмени деформировало крепления после двух сезонов.
Когда с коллегами устанавливали систему от fy-electric.ru на хлебозаводе в Казани, столкнулись с несовпадением посадочных размеров с российскими автоматами защиты. Пришлось фрезеровать монтажные пластины – мелочь, но задержала пуск на три дня.
Еще момент: в документации к шинопровод накладной редко пишут про совместимость с частотными преобразователями. При работе с вентиляционными установками возникали гармонические искажения – пришлось ставить дополнительные фильтры. Кстати, на сайте https://www.fy-electric.ru сейчас появились данные по электромагнитной совместимости, но в 2019 году этой информации не хватало.
Запомнился случай с фармацевтическим производством: там требовалась особая чистота помещений, и пришлось заказывать шинопровод с порошковым покрытием белого цвета – стандартные серые варианты не проходили по санитарным нормам.
При монтаже в исторических зданиях (например, в питерских промзонах) классический шинопровод накладной двухфазный часто не проходит по габаритам. Приходится либо заказывать уменьшенные версии, либо переходить на скрытый монтаж – что сводит на нет все преимущества быстрого доступа.
На высотных объектах выше 50 метров появляется проблема с ветровыми нагрузками – стандартные кронштейны требуют усиления. В Сочи пришлось переделывать крепление после первого же шторма.
Интересное решение видел на предприятии ООО 'Чэнду Фанье Электрик' – они используют композитные материалы для корпусов, что снижает вес конструкции на 30%. Но стоимость такого решения все еще выше аналогов.
Заметил закономерность: двухфазный шинопровод чаще выходит из строя в помещениях с высокой влажностью, если не предусмотреть дополнительную вентиляцию. На бумажном комбинате в Архангельске пришлось устанавливать дополнительные влагозащитные кожухи.
Токовые нагрузки лучше брать с запасом 15-20% от номинала – особенно если линия питает двигатели с тяжелым пуском. Три года назад в Челябинске пришлось менять участок магистрали именно из-за этого – экономия в 10% на сечении шин обернулась заменой через 11 месяцев.
Кстати, производитель https://www.fy-electric.ru сейчас дает гарантию 7 лет при условии ежегодного обслуживания – неплохой показатель для рынка.
Судя по последним разработкам, вроде тех что демонстрировала ООО Чэнду Фанье Электрик на выставке в Екатеринбурге, будущее за гибридными решениями – когда шинопровод накладной совмещает силовые и слаботочные линии. Но пока это дорогое решение для массового применения.
В сегменте до 1000В постепенно переходят на модульные системы соединений – это упрощает монтаж, но требует более квалифицированного персонала. На нашем опыте: сварные соединения все еще надежнее разъемных.
Интересно, что в Европе уже есть практика использования шинопроводов для постоянного тока – возможно, лет через пять и мы дойдем до этого. Пока же двухфазный вариант остается нишевым решением для специфических производств.