
Если брать конкретно подключение магнитного шинопровода - тут вечно путаница возникает между теоретическими расчётами и тем, что по факту на объекте получается. Многие монтажники до сих пор считают, что раз шина медная или алюминиевая, то затянул покрепче - и порядок. А магнитные поля от соседних фаз ведь никто не отменял, особенно когда речь о токах выше 2500А.
В прошлом месяце как раз переделывали узел подключения на пищевом комбинате - там заказчик изначально ставил шинопровод без учёта магнитных полей. Через полгода эксплуатации начался перегрев в месте перехода с кабеля на шину, причём термография показывала аномалии именно в зоне магнитного влияния.
Интересно, что сам шинопровод был качественный - как раз от ООО Чэнду Фанье Электрик, но монтажники сделали классическую ошибку: не учли разнос фаз при подключении ответвлений. Пришлось разбирать и перекладывать шины со смещением, плюс добавить магнитные экраны - благо, у этого производителя в комплекте идут специальные демпфирующие прокладки.
Кстати, на их сайте https://www.fy-electric.ru есть технические заметки по этому вопросу - но там больше теория, а по практике лучше звонить их инженерам напрямую. Они обычно подсказывают, как именно расклинивать пакеты шин в конкретном исполнении.
С асинхронными двигателями отдельная история - если шинопровод проходит вдоль ряда приводов, магнитное поле начинает 'гулять' при пусках. Однажды видел, как на металлоконструкциях рядом с шинопроводом наводились потенциалы до 40В - это при том, что изоляция была исправна.
Тут важно не только правильное подключение магнитного шинопровода, но и трассировка. Стараемся теперь сразу закладывать расстояние от стальных балок не менее 300мм, даже если проектом не предусмотрено. И обязательно перекрёстное расположение фаз - это снижает внешнее поле процентов на 60.
Кстати, у ООО Чэнду Фанье Электрик в комплектных трансформаторных подстанциях это уже учтено - там шины сразу идут с чередованием фаз. Но если брать отдельно шинопровод, нужно специально оговаривать.
Самое проблемное место - стыки между секциями. Даже если производитель заявляет магнитную компенсацию, на соединениях всё равно возникают локальные поля. Мы обычно ставим дополнительные бандажи из немагнитной стали через каждые 1.5 метра - особенно для шинопроводов на 4000А и выше.
Помню случай на автомобильном заводе - там экономили на соединительных элементах, использовали стандартные хомуты. Через три месяца в месте стыка появился характерный гул - магнитные поля вызывали вибрацию. Пришлось экранировать весь участок алюминиевыми листами.
Сейчас при заказе у ООО Чэнду Фанье Электрик всегда просим дополнительный комплект магнитных компенсаторов - они их делают под заказ, хоть и не рекламируют особо. Особенно актуально для длинных пролётов.
Мало кто учитывает, что магнитное поле шинопровода может влиять на работу датчиков и счетчиков. Как-то разбирались с завышенными показаниями на коммерческом учёте - оказалось, токовые трансформаторы стояли в зоне сильного магнитного поля от шинопровода.
Пришлось переносить измерительные шкафы на 2 метра дальше и применять экранированные кабели. Теперь всегда при подключении магнитного шинопровода замеряем фон - если выше 150мкТл, сразу планируем дополнительные меры.
Кстати, в интеллектуальных системах мониторинга от ООО Чэнду Фанье Электрик есть опция контроля магнитного поля - полезная штука, но её редко заказывают. А зря - могла бы сразу показать проблему на том объекте.
Со временем магнитные характеристики могут меняться - особенно если рядом появляются новые силовые линии. Раз в год обязательно делаем замеры электромагнитного фона - находили случаи, когда из-за реконструкции соседних цехов поля усиливались в 2-3 раза.
Недавно на одном из объектов пришлось полностью менять схему подключения - добавили компенсирующие петли. Хорошо, что шинопровод ООО Чэнду Фанье Электрик позволяет делать такие модификации без полной замены.
Важный момент - при обслуживании нельзя просто отключать отдельные участки. Магнитные поля перераспределяются, могут возникнуть перенапряжения. Поэтому всегда разрабатываем поэтапную схему отключений, иногда даже с временными шунтирующими перемычками.
Сейчас пробуем применять активную компенсацию - устанавливаем дополнительные катушки, которые генерируют противофазное поле. Пока эксперименты идут на одном из объектов с подключением магнитного шинопровода от ООО Чэнду Фанье Электрик - их инженеры даже предоставили некоторые расчёты.
Выглядит перспективно, но дороговато пока. Зато позволяет снизить магнитное поле на 80-90% в проблемных зонах. Думаю, через пару лет это станет стандартным решением для чувствительного оборудования.
Кстати, в новых разработках ООО Чэнду Фанье Электрик уже закладывают возможность установки таких систем - видно, что двигаются в правильном направлении. Жаль только, что большинство заказчиков пока не готовы к дополнительным затратам.